Гении должны быть несчастными
Пушкин блядствовал по бабам. Толстой регулярно уходил в народ. Достоевский страдал привязанностью к игре в карты. Все они изводили своих жен. Наполеон страдал от своего маленького роста и оттого, что у него не может быть детей от любимой женщины. Ван Гог был сумасшедшим и для того, чтобы пришло вдохновение, резал то волосы, то уши. Тулуз-Лотрек болел сифилисом и мучился комплексами. Невозможно найти в истории гения, который бы мог творить и при этом был счастлив.
Почему вдохновение приходит только в моменты, когда ты находишься в состоянии стресса или сильнейшего разочарования или обиды? Наверно, оттого, что в такие моменты чувствуешь острее. Но почему нельзя точно также чувствовать себя в состоянии счастья? Вы испытывали оргазм? И как оно после? Полная расслабленность? Да-да-да. Эх, если бы можно было удерживать продолжительное время предоргазменное состояние, когда даже легкое прикосновение вызывает бурю эмоций.
И вспомним себя, когда нам плохо. Ужасно плохо. Так, что жить не хочется. Отрешенность, состояние близкое к коме. Но недолго. А потом словно в тебя вливается энергия, и ты готов сдвинуть горы. Исправить ситуацию. Или доказать что-то обидчику. Или просто вернуть свое стабильное состояние. Мы начинаем бороться. Нам плохо, и это веская причина, чтобы сделать что-то.
Только я хотел поговорить о другом. У меня есть серьезные основания думать, что любой творческий человек сам намеренно делает свою жизнь печальной. Чтобы был повод регулярно впадать в депресии, мучаться, переживать, исходить на нет. Или попросту – творить. Счастливые создавать не могут. Они поглощены собой, и внешний мир им не так интересен, как обычным людям.
Есть интересные картинки пирамид, которые как бы символизируют местонахождение определенных слоев общества. Так вот, если разделить общество на несчастных, стабильных и счастливых, то счастливые будут на самом верху, а несчастные будут держать всю пирамиду на своих плечах. Да, их не так много, но они, как атланты, чувствуют на себе весь вес человеческих отношений. Собственно, даже среди несчастных есть свое неравенство, и одни используют свое несчастье как повод растечься в лужу, а другие стоят по колено в этой грязи и держат над собой основание следующей ступени. Им интересно разобраться в процессе снизу, там где так ярко поблескивают все человеческие пороки. Не зря мы любим заглядывать под юбки.
И вот гении режут себе уши, проигрываются в карты, ведут беспорядочную личную жизнь. А потом вдруг бросают все и бегут за мольберт или лист бумаги. Писать, творить, создавать.
Когда тебе плохо, то ты словно натянутый нерв – реагируешь на самые незаметные события быстро и чутко. Вы пробовали спать в абсолютной тишине. Тишина и вдруг шкряб-шкряб. Только ты закрыл глаза, а тут зажужжал комар. Кошмар? Нет, просто это повод не спать. Повод творить.
Конечно, необязательно все, кто создает себе сложности намеренно – гении. Не обольщайтесь. Некоторые делают это только потому, что карма такая. Кто-то по глупости. У кого-то адреналиновая болезнь. Но сколько я не видел и не слышал людей интересных, творческих, гениальных – они всегда были на грани. Алкоголики, гуляки, скандалисты, закомплексованные или гиперактивные, выносящие мозг и себе и окружающим. Их пытались многократно осчастливить, создать с ними нормальную семью, привить обычные ценности. Но нет. Каждый раз они срывались. Подсознательно. Рефлексивно. Бежали из места, где каждому было бы хорошо. Но не им.
Мне нравится читать автобиографии. Это почти заменяет беседу глаза в глаза. Словно заглядываешь в душу. Разница в том, что если человек осилил написание собственной биографии, то он почти наверняка человек творческий. Автор. Может и гений. Но в любом случае личность незаурядная. Все эти биографии объединяет одно: как только наступал период относительного спокойствия, автор бессознательно его разрушал. Лишней фразой в неуместной компании. Диким скандалом. Самоуверенным кадровым взлетом при полном игнорировании окружающих. Или идиотским ненужным ему романом с женщиной, которую потом никогда больше не видел. Не потому что он хотел всего этого. Да, хотел. Но главным мотивом было желание разрушить это спокойствие. Потому что оно не дает этого ощущения обоженной кожи, на которую попадает капля теплой воды. Нельзя творить, когда ты счастлив. Стивен Кинг писал свои первые романы на чердаке между строк другой книги, а не за столом в чистой тетради.
Кстати, когда что-то делают в состоянии эйфории или просто хорошего настроения, получается такое дерьмо.
Пост правдив до последней запятой. Написано блестяще, охуенно, очень четко и глубоко вырисован портрет творческого человека.
Один вопрос не совсем по теме. Тебе не кажется, что ты спутал гениев и творческих людей? Это ведь не одно и то же. Ну как бы близко, но не одно и то же. Можно творить, но при этом всегда ли ты будешь гениален?
Всякий гений – творческая личная личность. Но не всякая творческая – гений. В контексте данной статьи мы рассматриваем то подмножество, которые и творческие личности, и гении.
Всякий гений счастлив в своей печали…
Статья понравилась. Даже очень понравилась. А ведь автор прав…
Ван Гог не мог сознательно резать что-либо для того, чтобы пришло вдохновение, у него совершенно никаких проблем не было ни со вдохновением, ни с работоспособностью. Болезнь была его параллельным миром. Диагноз точный, впрочем, никто поставить не смог.
Искренне советую хотя бы выборочно почитать письма Ван Гога и более-менее полную биографию.
Да Бог с ним с Ван Гогом. Речь же не о нем. С другой стороны он был наедине в своей болезни. И уж точно трудно назвать его счастливым.
А я встречала произведения, сочиненные в состоянии не просто счастья, а в состоянии настоящего парения, эйфории от жизни. Это были стихи и песни. Мороз по коже драл сильнее, чем от песен страдальческих, при этом песни были, безусловно, талантливыми. Видимо, малому количеству людей все же удается черпать вдохновение в счастье.
А насчет несчастных гениев- так есть мнение, что гениальность граничит с психическими отклонениями. Может, именно они и толкают своих обладателей на создание сложностей в собственной жизни?
Ну я бы не назвал гениев несчастными людьми. Они несчастны в такой же степени как и обыкновенные люди, просто переживают все острее в силу повышенной чувствительности.
Эйнштейн вроде был счастлив всегда. Рубенс вообще прожил сытую, счастливую жизнь. Рембрандт купался в лучах славы и богатства. Да Винчи вообще ни в чем не нуждался и был знаменит еще при жизни…
Эйнштейн бежал из фашистской Германии и был причастен к созданию атомной бомбы, т.е. был практически всегда под прессингом. А последние его годы иначе как сумасшествием не назовешь, и кто знает – не сознательный ли был это уход из реальности. Отец Рубенса сидел в тюрьме, он рано потерял любимую мать и вынужден был всю жизнь балансировать и подыгрывать сильным мира сего – по сути ему приходилось делать то, что он хотят. Биографы называют его жизнь “золотой клеткой”. Рембрандт потерял трех детей и жену, а под конец жизни от него отвернулись и заказчики. Да Винчи начал свою трудовую деятельность с обвинения в педерастии, от которого с трудом открестился. Множество проектов Леонардо никогда не были воплощены в жизнь.
А в остальном я согласен – они переживали все острее.
Я ток не понял почему это блядство – стало нещастьем. Быть любимым женщинами и иметь среди них успех – это ли не счастье ? Я понимаю что иногда хочется и семейного тепла, но все же.
И кстати
Агрессивное поведение невысоких людей часто объясняют “комплексом Наполеона”. Виной этому заблуждению стал неправильный перевод, “обрезавший” императора на 5 дюймов. Реальный рост Наполеона составлял 5 футов 7 дюймов (порядка 170 см), что вполне нормально для его времени.
Если вы о Тулуз-Лотреке, то имел успех он исключительно у дам легкого поведения. А Наполеон был одинок. Это легко можно увидеть и по заметкам его современников, и по его поступкам.
Но все же несчастными этих гениев делают их биографы.
У Сократа спросили:
- Почему ты всегда в хорошем настроении?
Ответ был философским:
- Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
А вот про Тициана.
Ипполит Тэн высказался красочно, ссылаясь для колорита на мнение одного из современников Тициана: «Когда пытаешься вообразить себе Тициана — видишь счастливого человека, «самого счастливого и благополучного, какой когда-либо был между ему подобными, получившего от неба только одни милости и удачи», первого между всеми своими соперникам
Хотя конечно в большинстве своем гении кажутся несчастными людьми судя по их биографиям.
Удел всех гениев и умных – одиночество. И это не перебороть, блять. Отсюда и “несчастности”.
Не сладко приходится и им и женам и всем окружающим. Так так же быть? Получается нельзя быть одновременно и гениальным и счастливым… а так хочется